"Я не люблю смотреть, до какой подлости может дойти человек, чтобы выжить. Чуме я предпочел бы войну, зараза нас развратила, замарала, унизила всех: мужчин, женщин, детей. До освобождения мы все боролись и страдали, чтобы не умереть, теперь страдаем и боремся, чтобы жить.
Есть большая разница между борьбой, чтобы не умереть, и борьбой, чтобы жить. Когда люди борются, чтоб не умереть, они сохраняют свое достоинство, ревниво и ожесточенно защищают его все:и мужчины, и женщины, и дети. Мужчины не склоняют головы. Они уходят в горы, в леса, живут в пещерах, дерутся с захватчиками как волки. Борются, чтобы не умереть. Это законная, достойная, благородная борьба. Женщины не предлагают на рынке свое тело, чтоб купить губную помаду, шелковые чулки, сигареты или хлеб. Страдают от голода, но не продаются. Не продают своих мужчин врагам. Предпочитают видеть своих детей умирающими от голода, но не продаваться самим и не продавать мужчин. Только проститутки продаются врагу. До освобождения у всех народов Европы было удивительное чувство собственного достоинства. Они дрались, не склоняя головы. Сражались, чтобы не умереть. А когда люди сражаются, чтобы не умереть, они хватаются со всей силой отчаяния за все то, что составляет живое и вечное в жизни человека, то благородное и чистое, что есть в жизни: достоинство, гордость и свободу. Они борются за спасение собственных душ.
Но после освобождения люди стали бороться, чтобы жить. Ничего нет унизительнее и страшнее, чем эта постыдная необходимость бороться за существование. Только за существование. Только за собственную шкуру. Это уже не борьба против порабощения, за свободу, за человеческое достоинство, за честь. Это - борьба с голодом. Борьба за кусок хлеба, за тепло, за тряпку, чтоб укрыть детей, за охапку соломы, чтоб прилечь. Когда люди борются за существование, все, даже пустая банка, окурок, кожура апельсина, корка сухого хлеба или обглоданная кость, найденные на помойке, - все имеет для них огромное, жизненно важное значение. Чтобы выжить, люди становятся способны на всяческие подлости, на любую низость, на любое преступление. Чтобы выжить. За корку хлеба любой из нас готов продать жену, детей, обесчестить мать, предать друзей и братьев, продать самого себя. Человек готов пасть на колени и, извиваясь, во прахе лизать ноги тому, кто его оскорбляет; подставлять свою спину под розги; вытереть плевок с лица с преданной униженной улыбкой, со взглядом, полным животной надежды, надежды на чудо"
Курцио Малапарте "Шкура"